Обратная связь

Интервью c президентом компании Zehnder Group — Ханс-Петером Цендер

Семейная компания Zehnder была основана в 1895 г. в г. Гренихене(Швейцария) как небольшая мастерская по ремонту и продаже велосипедов, пишущих, швейных машин и всего прочего, что ломалось у соседей. В 1923 г. братья Вальтер и Роберт Цендеры решают заняться весьма перспективным бизнесом — производством легких (около 50 кг), простых и недорогих мотоциклов. Новинка оказалась популярной, но после финансового кризиса братья выходят из бизнеса.

Тем временем Роберту приходит в голову идея, перевернувшая быт обычных людей. Разговорившись со специалистом, устанавливающим радиаторы отопления, он узнал, что спрос на батареи большой и поставщики не справляются с объемом заказов. Не имея опыта в чугунном литье, Роберт решает создать первый в мире стальной трубчатый радиатор по принципу автомобильных радиаторов охлаждения — если конструкция эффективно охлаждает, то должна и хорошо нагревать. Сталь и впрямь оказывается легче и дешевле чугуна, у нее лучше теплоотдача, она предоставляет больший простор по экспериментам с внешним видом и размером. Кстати, внешний вид классической модели Zehnder Charleston остался неизменным со времен первого выхода на рынок.

В 1930 г. регистрируется товарищество Gebruder Zehnder, куда входят шестеро из семи братьев. Со временем семейный бизнес разрастается. Сейчас компания выпускает радиаторы, полотенцесушители, инфракрасные потолочные панели, системы промышленной фильтрации воздуха и системы вентиляции, как традиционные, так и энергосберегающие с рекуперацией тепла (см. врез). В прошлом году вентиляционные системы заняли уже треть в доходах компании. А спрос на энергосберегающие технологии развивается такими темпами, что благодаря им вентиляция может приносить до половины доходов.

Сейчас компанией управляет уже четвертое поколение основателей. В интервью «Ведомостям» Ханс-Петер Цендер рассказал, на какие технологии делает ставку компания и почему в будущем году ее впервые возглавит не член семьи Цендер.

Где чаще устанавливают ваши энергосберегающие технологии — в офисах или частных домах?
— В Европе около 90% нашего энергосберегающего оборудования установлено в частных домах. Люди готовы больше вложить, но потом экономить на отоплении и жить в комфорте.

— Много ли можно сэкономить?
— Типичный дом швейцарской семьи без современной изоляции требует на свое отопление где-то 200 кВт на 1 кв. м в год. Площадь у него около 100 кв. м. Если сделать хорошую теплоизоляцию и установить энергосберегающую вентиляцию, расход сократится с 20 000 до 5000 кВт в год. Иными словами, энергоносителя потребуется закупить меньше, а это сэкономит около 2000 швейцарских франков (более 65 000 руб.).

— За сколько лет окупится установка системы?
— За 10-15 лет.

— А на сколько лет она рассчитана?
— Жизненный цикл системы вентиляции — пока работает вентиляционный блок. А он может обходиться без поломок 10 лет, 20 лет, 30 лет…

— Но это абстрактный пример. Расскажите о вашем доме — велик ли он, какое оборудование в нем стоит?
— Я живу в 50 км от Цюриха. У меня стоит традиционная отопительная система — котел, батареи и энергосберегающая вентиляция. Площадь дома — около 300 кв. м.

— То есть вы экономите 6000 франков в год?
— Меня не стоит брать в пример. Я купил весьма старый дом, построенный в 1967 г. Из-за конструктивных особенностей его сложно довести до современных стандартов энергосбережения. Теплоносителя стало уходить меньше где-то на треть, т. е. экономия, грубо говоря, 800 л теплоносителя в год.

— В России проблема энергосбережения не так уж сильно беспокоит людей. Есть ли здесь частные заказчики?
— Наша вентиляция не только сберегает энергию. Она повышает уровень комфорта. С ее помощью легко поддерживать оптимальный уровень влажности, иметь приток свежего воздуха при закрытых окнах, чтобы не слышать шума за окном или избежать аллергенов вроде тополиного пуха и пыли. Мы начали продвигать энергосберегающую вентиляцию на российском рынке три года назад. Сейчас каждый месяц у нас появляется 3-4 новых проекта для частного жилья, и это количество постепенно нарастает.

— В сентябре 2011 г. в поселке «Западная долина» Московской области открылся так называемый «активный дом», в котором применяются энергосберегающие технологии Zehnder и Velux. Расскажите об этом проекте подробнее.
— Это эксперимент производителей энергосберегающих технологий. По датскому проекту был построен дом, в котором применен ряд интересных решений для механической вентиляции с рекуперацией тепла, в том числе поставлена вентиляция Zehnder Comfosystems. Сейчас там живет семья. В доме замеряется огромное количество показателей — от качества воздуха до уровня освещенности, чтобы потом использовать их для оптимизации проекта. Это пилотный проект, но компания «Загородный проект» планирует начать продажу таких домов, хотя они немного дороже стандартного жилья.

— Каков оборот Zehnder в России?
— Пока не настолько большой, как в Европе. Россия занимает несколько процентов в наших продажах. Но по мере того как прослойка обеспеченных людей будет расти, будут идти вверх спрос на товары класса премиум и наши продажи. Нужно заниматься развитием рынка, образованием наших потребителей, чтобы они понимали необходимость этих технологий.

— Приоритетом Олимпиады в Сочи названо энергосбережение. Какое оборудование вы туда поставляете?
— Строительство жилья и особенно отелей в Сочи сейчас находится на стадии, когда нужно думать об установках систем отопления и охлаждения. Мы вовлечены в несколько интересных и крупных проектов. Инфракрасные излучающие потолочные панели отопления и охлаждения Zehnder установлены в адлерском депо по обслуживанию скоростных поездов Сочи — Красная Поляна, дизайнерские полотенцесушители Zehnder установлены в гостиницах Олимпийской деревни. Наш бренд находится в списке рекомендуемых производителей оборудования, составленном

— Есть ли в Сочи проекты энергосберегающей вентиляции?
— Пока нет даже на стадии обсуждения. В этой области мы пока ориентируемся в России на частных потребителей. Но разрабатываем и нишу небольших отелей.

— С точки зрения экономии имеет ли смысл в России сейчас устанавливать ваше оборудование?
— Без сомнения, вложения в него окупятся! Другой вопрос — сколько лет это займет. Если российское правительство и дальше будет держать низкие цены на коммунальные услуги, процесс затянется. Основной упор мы все-таки делаем не на экономическую составляющую, а на составляющую комфорта и гигиены и престижность наших технологий.

— В каких странах сосредоточены производящие активы компании?
— Франция, Германия, Швейцария, Польша, Нидерланды, Великобритания, Турция, США и Китай.

— Много ли экспортируется из Китая в Европу?
— Там производится только определенный вид радиаторов отопления, и практически все они в Китае же и продаются.

— В основном страны, где находятся ваши производства, — это страны с высокой стоимостью рабочей силы. Намерены ли вы переносить производство в тот же Китай?
— Для наших клиентов цена не играет первостепенной роли. Они ценят быстрый и качественный сервис и готовы платить за него больше деньги. Радиатор отопления, произведенный в Швейцарии или Германии, можно доставить потребителю в Европе за три-четыре дня, куда быстрее, чем из Китая. Мы снижаем издержки за счет автоматизации производства. И мы очень много закупаем, а не производим сами: кабели, трубы, контроллеры… Можно сказать, что зачастую мы просто производим сборку, а не изготавливаем. А вот поставщик может быть из любой страны, хотя мы используем много европейских деталей из-за их высокого качества. В России мы тоже не конкурируем с производителями недорогих радиаторов отопления, а позиционируем себя как компанию, производящую качественное оборудование в ценовом сегменте премиум.

— Как растет рынок энергосберегающего оборудования по сравнению с ВВП?
— Куда быстрее ВВП. Наша отрасль развивается благодаря экологической политике: все хотят снизить выбросы вредных веществ. К тому же такие технологии реально экономят деньги. В итоге рынок растет на 10-20% в год.

— А ваши продажи растут в том же темпе?
— В последние три года мы растем даже быстрее, отвоевывая долю рынка. В 2011 г. мы продали на 19% больше энергосберегающих систем, в 2012-м — на 4,3%. А вот продажи всей компании выросли меньше: на 8% в 2011 г. и на 2% — в 2012 г.

Дело в том, что наш бизнес состоит из трех сегментов. Первый — производство радиаторов и систем обогрева, например инфракрасных излучающих панелей. Всего на это направление приходится две трети продаж компании. Здесь рост не так высок — 4% за 2011 г., в 2012 г. — 0,3%. Основные покупатели — компании, занимающиеся реконструкцией зданий. Так, наши радиаторы установили вместо старых в гостинице «Украина», где я обычно останавливаюсь в Москве.

Оставшаяся треть бизнеса — системы вентиляции. Из этой трети половина приходится на традиционную вентиляцию, а половина — на энергосберегающую с рекуперацией тепла.

— Как эта пропорция изменится в ближайшие 5-10 лет?
— Мы ожидаем, что продажи радиаторов будут расти весьма неспешно, 2-5% в год. Обычная вентиляция — тоже. А вот продажи энергосберегающей могут расти до 20%. Так что через 10 лет различное вентиляционное оборудование может составить половину продаж компании. Так, в 2010 г. на него пришлось 30%, в 2011 г. — уже 32% продаж, в 2012 г. — 33,3%.

— Возможно ли войти на этот рынок новичку?
— Конечно. Особенно легко это сделать компаниям, которые уже производят бойлеры, системы отопления или традиционной вентиляции.

— Как на ваш бизнес влияют кризисы вроде 2008 г.?
— Они не вызывают спада продаж. Правда, в 2008 г. общая прибыль уменьшилась, но потому, что мы продали итальянскую компанию Faral, производящую алюминиевые радиаторы. Если сделать поправку на объем ее продаж, окажется, что в 2008 г. мы заработали столько же, сколько в 2007 г. Наш козырь в том, что мы крупнее других игроков. Холдинги чувствуют себя комфортнее, имея дело с нами, а не с мелким производителем. В кризис мы сильно выиграли от этого эффекта.

— Что думаете о перспективах экономики в ЕС?
— Кризис 2008 г. случился достаточно неожиданно, а сейчас эффекта неожиданности нет. В наши дни проблема в том, что люди утрачивают доверие, а правительства набрали слишком много долгов даже для того, чтобы их обслуживать. Так что нам предстоят нелегкие два-три года.

— Разработала ли ваша компания антикризисный план?
— Наши ключевые рынки — Франция, Германия, Швейцария, Голландия, Великобритания. Рынки этих стран находятся не в такой уж тяжелой ситуации.

— Из каких источников финансируется развитие бизнеса?
— В последние 30 лет компания из собственных средств финансирует все свои проекты. Наша цель — быть настолько прибыльными, чтобы спокойно реинвестировать в расширение рынка сбыта и развитие компании.

— Когда-то бизнес компании начинался с мотоциклов, потом сделал неожиданный поворот. Стоит ли ожидать, что компания снова начнет развивать новый для себя продукт?
— Вряд ли. Стоит заниматься тем, в чем разбираешься. К тому же рынок быстро растет, и, если не отдавать ему все силы, можно упустить открывающиеся возможности.

— Каких технических революций можно ожидать в энергосберегающей вентиляции? Есть ли что-то сравнимое с появлением гибридов и электромобилей в автомобилестроении?
— Наши технологии довольно традиционны. Здесь не стоит ждать революции — только эволюции. Впрочем, как и в строительстве зданий, где прогресс идет маленькими шажками. Одно из направлений развития — инженеры работают над тем, как наиболее экономично использовать энергию обоих моторов в вентиляционном блоке. Второй тренд — улучшение рекуперации воздуха. Сейчас наши устройства возвращают до 90% тепла из вытяжного воздуха, идущего из дома. КПД будет постепенно наращиваться, скажем, до 95%. То же касается уровня влажности.

— В будущем году вы покинете свой пост. Останетесь после этого работать в компании, как и ваш отец?
— Официально мой отец сейчас председатель совета директоров. Но это скорее титул, нежели реальная работа на должности. Ему сейчас 89 лет. С того дня, когда в 1993 г. он передал мне ключи от офиса, отец никогда не вмешивался в управление бизнесом.

— И вы собираетесь совсем отойти от дел?
— Я собираюсь отказаться от оперативного управления, сосредоточившись на общении с клиентами и разработке новых технологий.

Опубликовано по материалам газеты «Ведомости».

 

 

 

насосное оборудование Груднфос, теплообменники Ридан, балансировочные клапаны Данфосс, фильтры сетчатые АДЛ, мембранные баки Рефлекс, котлы Виссманн, водонагреватели Штибель Эльтрон, манометры Росма, термометры Росма, затворы дисковые поворотные АДЛ